Как начиналась история Мейсенского фарфора?
История мейсенского фарфора началась в XVIII веке. До этого лучший и, можно сказать, самый ценный фарфор в Европу ввозился из Китая.
Впервые он был изготовлен там более 5000 лет назад, во времена династии Шан, и в течение долгого времени технология его производства постепенно совершенствовалась. Так появилась оригинальная китайская керамика.
Во время династии Чжоу была разработана технология производства одноцветной (сине-белой) глазури. Но ко времени династии Хань количество цветов увеличилось. А ко времени династии Тан фарфор был уже хорошо известен в Европе и России. Дорогой фарфор был в основном белого цвета с живописными орнаментами зеленого, желтого, синего и фиолетового цветов. В Европе был популярен орнаментальный декор с яркими желтыми, синими и зелеными оттенками.
Династии Мин и Цин считаются периодом расцвета китайского фарфора. Огромные красочные вазы, изящные кувшины, необычные шахматные наборы, красиво расписанные тарелки и чашки были широко распространены в повседневной жизни королевской семьи и их богатых придворных. Именно фарфор полностью отражал культуру Китая и демонстрировал высокое мастерство великой китайской цивилизации.
Секрет изготовления фарфора был одной из главных загадок загадочного Востока. В арабском языке слово «фарфоровый предмет» означает «китайский» или «из Китая». Фарфор имел красивую роспись и богатую цветовую гамму и был известен во всем мире своей неповторимой красотой и великолепной роскошью. История знаменитого «Шелкового пути» рассказывает о том, как китайский фарфор, шелк и драгоценности доставлялись из Китая в далекие зарубежные страны. Этот «фарфоровый путь» пересекал моря и океаны и пролегал как по суше, так и по воде. Еще в XVII веке были предприняты попытки разгадать тайну изготовления «белого золота», но до сих пор никому это не удалось.
Главный герой этой истории — Август II Сильный, курфюрст Саксонии и король Польши. Он был известным ценителем красоты и страстным коллекционером фарфора. Его главной страстью были всевозможные курьезы и предметы декоративно-прикладного искусства: образцы редких минералов, итальянская скульптура, антикварное оружие, часы, измерительные приборы и картины фламандских и голландских художников. Сегодня Август II ласково называется королем «Золотого века». Именно его любовь к роскоши и хорошей жизни сыграла важную роль в создании европейского фарфора.
Все началось в 1696 году, когда 15-летний Иоганн Фридрих Бёттгер прибыл в Берлин для изучения фармацевтики. Талантливый юноша читал книги по алхимии и был очень любознателен. Он считал, что самый быстрый и надежный путь к успеху и богатству — это открытие формулы превращения различных металлов в золото.
В то же время соперник Августа II, Фридрих I, недавно ставший королем Пруссии, очень хотел раздражать своего дорогого Августа. Используя свои связи в Голландии, Фридрих I покупал китайский фарфор в огромных количествах для своей любимой жены, которая была очарована всем китайским и уже собрала коллекцию лучшего фарфора. Эту коллекцию антикварных предметов интерьера можно увидеть и сегодня в дворце Шарлоттенбург. Между Августом II и Фридрихом I разгорелась настоящая борьба за владение «белым золотом», поскольку в то время фарфор ценился не меньше, чем настоящее золото.
В 1701 году по Берлину распространился слух, что эксперименты Бёттгера увенчались успехом и ему удалось создать философский камень, необходимый для получения золота из неблагородных металлов. Прусский король вызвал молодого человека ко двору. Однако, поскольку он недавно приказал казнить другого придворного алхимика за шарлатанство, Бёттгер мудро сбежал. Фридрих I предложил награду в 1000 талеров за его поимку. Это была огромная сумма! Бётгеру удалось добраться до саксонского города Виттенберга, но там его уже ждал Август II. Он тоже был заинтересован в получении рецепта быстрого обогащения. Саксония была богата, но рудников было недостаточно, чтобы веселье продолжалось вечно. Молодого алхимика отвезли в Дрезден, в замок, где он находился под постоянным наблюдением. Ему поставили условие: если он хочет обрести свободу, он должен найти способ получения золота из неблагородных металлов. Надзор за его работой был поручен графу Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаусу, владельцу стекольного завода, математику и минералогу.
У Бёттгера была своя теория. Он считал, что на заключительном этапе создания философского камня температура внутри сосуда должна быть выше той, которую может выдержать обычный глиняный сосуд. С этой целью он начал экспериментировать с созданием керамики, способной выдерживать высокие температуры. И в 1705 году фон Кирнхаус увидел эти сосуды для обжига. Он постучал по ним и был ошеломлен. Керамика Бёттгера по своим свойствам была очень похожа на фарфор. Созданная им керамика позже была названа «красным фарфором» (фарфор Бёттгера), потому что она имела цвет засохшей крови. Другое название для нее было «яшма». Это была хорошая керамика, твердая, легко поддающаяся полировке и резке.
Чирнхаус убедил Бёттгера продолжить разработку технологии производства «белого золота». Узнав о необычной керамике Бёттгера, Август Сильный увеличил финансирование. Он понимал ценность этого открытия, так как покупка еще одной китайской вазы обошлась ему в кругленькую сумму. Время летело, а секрет китайского фарфора оставался неразгаданным. До тех пор, пока однажды Бёттгер не заметил, что парикмахер посыпал его парик не мелко измельченным порошком, который легко рассыпался, а каким-то белым порошком, который был очень пластичным и склеивал целые пряди волос. Оказалось, что вместо дорогого французского порошка он использовал белый порошок из глины, добываемой недалеко от Дрездена. Эта глина по своим свойствам оказалась не хуже китайского каолина. И, добавив к ней кварц, алебастр и полевой шпат, Бёттгер создал удивительно белую и пластичную фарфоровую массу. В 1708 году Чирнхаус неожиданно умер, и Бёттгер сообщил о победе — первых европейских фарфоровых вазах — Августу Сильному в 1709 году. А в начале 1710 года Август II издал указ о создании первой в Европе фарфоровой мануфактуры.