В чем секрет уникальных стеклянных цветов Эмиля Галле?

Декабрь 
08,
2025

Стекло — один из древнейших материалов, изобретенных человеком. На протяжении всей истории даже самые простые стеклянные изделия ценились так же высоко, как золото, а художественное стекло было доступно лишь избранным.

На протяжении веков каждое поколение давало миру мастера, который придумывал что-то новое и необычное в изделиях из этого хрупкого и красивого материала. Именно через стекло и керамику художники демонстрировали плавность, неповторимую красоту и уникальность своих изделий, которые стали типичными для этого стиля.

Философия художников и архитекторов эпохи модерна имеет определенный смысл, гласящий, что в мире нет ничего прекраснее цветов, созданных природой. И эта своеобразная философия стала главной нитью в творчестве многих художников.

Сегодня мы вспомним одного из самых известных художников-стекольщиков эпохи модерна — французского художника Эмиля Галле. Он одним из первых посчитал стекло лучшим материалом для показания безоблачной красоты природы. Художник родился в 1846 году в Нанси, Франция. Его отец был известным производителем стекла и владельцем стекольной мастерской в городе. Он отправил сына учиться в Веймар, Германия, который в XIX веке был центром немецкого Просвещения. Там жили и творили Гете, Шиллер, Гердер, Лист, Бах, Кранах и Ницше. Вся структура города была посвящена образованию, философии, литературе, искусству и музыке! Если перечислить все учебные заведения, существовавшие в городе в XIX веке, то станет понятно, почему он был центром Просвещения в Европе!

Здесь были настоящая школа, учительская семинария, высшая школа-интернат для девочек, женский институт, три городские школы, ремесленная школа, садоводческая школа, учреждение для глухих и слепых, институт для брошенных детей, школа рисования (основанная Гете), коммерческая школа, школа живописи, строительная школа, музыкальная школа, гимназии, а также театры и музеи. С 1862 по 1866 год Эмиль Галле изучал живопись и стеклоделие, минералогию, литературу и философию в Веймаре, но его настоящей страстью была ботаника. В 1865 году он работал в Сен-Клеманне недалеко от Нанси в мастерской своего отца, а после возвращения из Веймара работал на стекольном заводе в Мейзентале, Эльзас.

В 1874 году отец передал сыну права на управление всеми семейными делами, и Эмиль взял на себя семейный бизнес и открыл собственную мастерскую по производству художественного стекла. Его дебют был триумфальным! В 1878 году на Всемирной выставке в Париже его работы получили Гран-при, а сам художник был награжден Орденом Почетного легиона. Двенадцать лет спустя Галле носил титул мастера французского стеклоделия!

Как ему удалось покорить публику и уважаемое жюри? Он сумел революционизировать технологию изготовления высокохудожественного стекла. Он разработал ряд уникальных техник, благодаря которым появилось понятие «стиль Галле». Художник был пионером техники «clair-de-lune», также известной под поэтическим названием «лунный свет». Уникальность этого метода заключается в том, что в стеклянную массу постепенно вводится смесь оксидов кобальта, в результате чего стекло в конечном итоге приобретает оттенок от голубого до фиолетово-красного, в зависимости от количества введенного вещества.

Галле использовал эту технику на протяжении всей своей жизни. Еще одним типичным для художника методом создания своих шедевров было использование 5-7 слоев разноцветного стекла, которое обрабатывалось фтористоводородной кислотой, придавая изделиям рельефность и выпуклость. Именно Галле изобрел первые настольные лампы, полностью изготовленные из стекла, покрытого рельефными рисунками. Электричество было модной инновацией того времени, и его использование для освещения картин стало очень популярным. В его творениях мы можем увидеть отголоски китайских, японских и арабских мотивов. Но большинство из нас знает и любит работы этого художника за его многослойные стеклянные изделия с цветочными мотивами. Именно эти изделия из мастерской Галле стали для большинства людей визитной карточкой художника. Глядя на эти вазы и лампы, мы видим, как мастерски художник раскрывает перед нами чудеса живой природы. На наших глазах ветви деревьев мерцают на стекле под дуновением ветра, падают осенние кленовые листья, распускаются бутоны роз и цветут хризантемы! Иногда даже кажется, что это не картина, а «живая» композиция из цветов и листьев. А затем мастер придумал еще один интересный ход: он выпустил серию ваз, известных как «говорящие изделия». Художник расписал их цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена и других великих поэтов!

В каждом из своих творений Галле добился уникального эффекта и особого стиля, которые отличали его работы от разнообразных ваз и ламп, появившихся в то время. Можно часами смотреть на различные вазы и лампы, удивляясь тому, что создателем этого чуда является человек, а не природа.

Оскар Уайльд однажды сказал: «В вазы Галле нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими». Прошло много времени, но даже сейчас, глядя на эти уникальные антикварные вазы и настольные лампы, мы понимаем, что Эмиль Галле не зря заслужил репутацию гения. Все его творения напоминают живые существа и не могут быть названы просто украшениями интерьера; они являются настоящими «живыми» шедеврами.

Ссылки по теме