Как менялось стекло от египетской глазури до хрусталя?
Стекло в светильниках дарит нам яркий блеск, загадочные лучи и роскошную радугу. Кто не затаил дыхание при виде антикварной люстры, богато украшенной хрустальными подвесками?
Сегодня мы поговорим о том, как этот удивительный материал прошел долгий путь от темных осколков природного вулканического стекла (обсидиана) до кристально чистых шедевров, украшающих лучшие образцы антикварных светильников.
Пионеры Египта и Месопотамии. Вероятно, именно глядя на обсидиан, древние мастера открыли технологию изготовления стекла из кварцевого песка под воздействием высоких температур. Самые древние образцы стеклянных изделий были найдены в Египте. Первым искусственным предметом считается стеклянная бусина размером 9 x 5,5 мм, обнаруженная в районе Фив. Она датируется 35 годом до нашей эры. Стекло также широко использовалось для украшения в виде глазури.
Многие стеклянные изделия были найдены в древних государствах Месопотамии — Шумере и Аккаде. Существует даже теория, что египетское стекло изготавливалось в Месопотамии и продавалось в Египте.
Производство стекла здесь достигло своего пика в VIII веке до нашей эры. Сохранились тексты, в которых подробно описаны рецепты прозрачного и цветного стекла, а также описания печей для плавки стекла и рекомендации по выбору топлива для них. В то время в Месопотамии активно производились стеклянные сосуды (их фрагменты находят при раскопках). Одна из технологий их производства была следующей: нити расплавленного стекла наматывались на металлический стержень, а затем поверхность раскатывалась для выравнивания. Цветное стекло получали путем добавления в расплав оксидов меди (красный, зеленый или синий), кобальта (синий), марганца (пурпурный и фиолетовый) и других веществ.
Из города Ашнунак была сделана одна замечательная находка: цилиндрическая печать из прозрачного стекла. Ее уникальность заключается в том, что прозрачное стекло требует особенно сложной технологии изготовления, а у ученых нет информации о том, что эта технология была известна в то время.
Месопотамия долгое время была источником стекла, пока в II веке до н. э. в Александрии не была основана одна из первых стекольных мастерских. Именно здесь впервые начали активно использовать трубки для выдувания стекла, что произвело революцию в стекольном деле. В Александрии было доведено до совершенства искусство изготовления бесцветного стекла. Здесь изготавливали не только эффектные вазы, но и листовое стекло (путем раскатывания еще горячей расплавленной массы после выдувания).
В Риме производство стекла было налажено после завоевания Египта. Именно тогда стекло было описано в книге Плиния Младшего (77 год н. э.). Римская империя на долгие годы стала центром производства стекла.
Легендарное муранское стекло. Новый шаг в технологии изготовления стекла был сделан мастерами с острова Мурано, недалеко от Венеции. В XIII веке рецепты производства и образцы художественного стекла Константинополя были привезены в Италию из Константинополя. Мастера, которые ранее производили только самые простые изделия, были настолько вдохновлены этой новинкой, что вскоре прославились на всю страну красотой своих творений. А поскольку производство, связанное с огнем, было небезопасным для Венеции, его перенесли на отдельный остров Мурано. Это помогло создать и сохранить ореол таинственности: только наследственные стеклодувы могли заниматься этим ремеслом, разглашение технологии каралось тюремным заключением или смертной казнью, а территориальная изоляция обеспечивала хорошую защиту от шпионов.
Богемское стекло. Первые упоминания о нем относятся к началу XII века. Фабрики по его производству располагались в районах Чешской Республики, где было много древесины. Поскольку богемское стекло часто кристально прозрачно, его производство требует очень высоких температур и большого количества топлива. Технология производства совершенствовалась на протяжении веков, чтобы сегодня удивлять мир эффектными изделиями с идеальными краями. Именно распространение богемского стекла привело к появлению хрустальных люстр, в частности, люстр в стиле «Мария Терезия».
Только в XIX веке было налажено крупномасштабное фабричное производство стеклянных изделий и листового стекла. Большинство антикварных зеркал датируются этим периодом, так как именно тогда люди научились изготавливать их относительно быстро. Сегодня существуют методы, позволяющие осуществлять непрерывное машинное производство стекла практически без участия человека. Тем не менее, изделия ручной работы, а тем более антикварные предметы интерьера с историей, высоко ценятся и стали предметами коллекционирования.