Как Мейсенский фарфор доминировал по всей Европе?
Замок Альбрехтсбург, расположенный на высоком берегу реки Эльбы в Мейсене, стал отличным местом для этого необычного производства. Весь замок был отдан под производство фарфора.
Талантливый Бёттгер был поставлен во главе производства и получал огромную зарплату. Но обещанная свобода так и не была предоставлена. Все производство было строго засекречено. Каждый, кто приходил работать на фарфоровую фабрику, должен был дать клятву хранить ее секреты.
За разглашение любой информации о том, что происходило в замке, полагалась смертная казнь. Те, кто работал над производством фарфоровой массы, не знали, как работают печи, а те, кто занимался обжигом, не знали, что нужно для создания фарфоровой массы. Только три человека знали три основных ингредиента, используемых для создания загадочного фарфора (каолин, добавки для текучести и температура обжига): сам мастер Бёттгер и его два помощника.
Только в 1714 году, после того как фабрика начала работать на полную мощность, а ее драгоценные фарфоровые изделия приобрели популярность в Европе и принесли Августу II много денег, Бёттгер получил свободу. Но за ним продолжали следить до последнего дня его жизни — он умер в 1719 году в возрасте 37 лет.
Два наследника Бёттгера, талантливый скульптор Иоганн Иоахим Киндлер и уникальный художник и эксперт по химии красок Иоганн Грегор Гераульд, взяли на себя управление и развитие фабрики и создали вечную славу мейсенского фарфора. Посуда, люстры, фигурки людей и животных, колокольчики разных размеров, подсвечники — все это было изобретено и создано ими. Это были первые настоящие фарфоровые изделия, которые завоевали любовь многих коронованных и влиятельных лиц Европы.
Сначала мастера копировали китайские вазы, посуду и чайные сервизы. Они украшали их фантастическими цветами, экзотическими животными, райскими птицами, фигурками людей в восточной одежде и, конечно же, драконами. Фарфор был частью великого мифа о Востоке и пытался оправдать его.
В последующие десятилетия мейсенские художники часто воспроизводили восточные узоры и сцены из восточной жизни, украшая такими рисунками драгоценную посуду. Это была своеобразная, легкомысленная игра с восточными традициями, сказками и легендами. В XVIII веке этим увлеклась вся Европа.
В 1725 году в моду вошли пейзажи и пасторальные сцены. А в 1730 году впервые появился стиль росписи, который позже стали называть «луковым» или «луковой шелухой». Он не имеет ничего общего с луком, а основан на восточных орнаментах с изображениями гранатов. Его стилизованный образ напоминал луковицу, поэтому роспись получила такое необычное название. В 1733 году были созданы богатые, яркие, красочные фарфоровые изделия в стиле рококо. В 1740-х годах в дизайне преобладали цветочные мотивы — целые букеты, гирлянды и отдельно нарисованные цветы — тюльпаны, пионы, розы и фиалки. Так сформировался фирменный стиль немецкого мейсенского фарфора и появился уникальный стиль, известный как «немецкие цветы».
В апреле 1723 года на фарфоровых изделиях впервые появился эмблема «скрещенных синих мечей». Эта идея пришла в голову заводскому надзирателю Иоганну Мельхиору Штайнбрюку, который одним из первых осознал необходимость защиты фарфора от всевозможных подделок. Так появилась знаменитая подглазурная марка, которая до сих пор высоко ценится любителями фарфора во всем мире. Первый сервиз с «оружием на дне» в росписи был создан для короля Швеции в 1733 году, а «Коронационный сервиз» — для Августа III, короля Саксонии и Польши, в то же время.
Мейсенский фарфор доминировал в Европе на протяжении многих лет, но в 1756 году ему пришлось столкнуться с конкуренцией со стороны французского производителя фарфора в Севре. В традиционный круг покупателей мейсенского фарфора входили многие коронованные особы Европы и России, а также князья Юсуповы, Оболенские, Строгановы и семья знаменитого ювелира Карла Фаберже. Сегодня эти антикварные люстры и предметы интерьера находятся в коллекциях самых известных музеев мира.
До середины XIX века производство оставалось в Альбрехтсбурге. Но в конце XIX века для мануфактуры было построено отдельное здание, которое значительно расширилось и по сей день.
Несомненно, секрет очарования мейсенского фарфора заключается в его способности выражать идею роскоши разных эпох, сохраняя при этом свой уникальный стиль.